Смотрим подборку фотографий на тему: Эрмитаж. Коллекция западноевропейского оружия 15-17 века
Сегодня заглянем в Рыцарский зал Петербургского Эрмитажа. Здесь можно ознакомиться с коллекцией западноевропейского оружия 15-17 века, которую еще с детства начал собирать император Николай I. Император всегда увлекался историей рыцарства, любил читать романы Вальтера Скотта и даже устраивал настоящие рыцарские турниры. Первую трофейную турецкую саблю Николаю Павловичу подарили в 13 лет. Это положило начало великолепному собранию средневекового оружия и доспехов. Николай I приобретал ценные экземпляры во время зарубежных поездок, а экспонаты с европейских аукционов привозили его личные представители. Неслучайно государя называли последним рыцарем Европы. Император Александр I был не менее увлеченным коллекционером. С его помощью были собраны уникальные работы лучших мастеров Италии, Германии, Франции, Испании. В нее также вошли трофеи, привезенные с востока, завоеванные в ходе русско-турецких кампаний и воин с Персией, привезенные из кавказских походов. В пополнении собрания принимали участие Александр II и Александр III. Коллекция оружия в составе около пяти тысяч экземпляров первоначально хранилась в Царскосельском арсенале и в середине 1880 годов по распоряжению Александра III была перемещена в Эрмитаж.
В богатейшей коллекции Эрмитажа имеются предметы парадного, турнирного и охотничьего вооружения XV–XVII веков, рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В центре Рыцарского зала посетителей встречает конная группа с закованными в доспехи всадниками. Средневековые мастера оружейники решали очень сложные задачи по конструированию доспехов, которые должны были защитить хозяина и в то же время не сильно стеснять его движения в бою. Необходимо было равномерно распределить вес доспехов по всему телу, поэтому все они делались индивидуально и стоили очень дорого. Комплект боевых доспехов в среднем весил от 20 до 25 килограммов. Носить его, особенно в жару, было непростой задачей.
Стать мастером-оружейником в Центральной или Северной Европе было очень непросто. Для этого нужно было минимум четыре года отработать учеником, затем подмастерьем и пройти серьезный экзамен, представив на суд мастеров доспехи собственного изготовления. Оружейные гильдии строго регулировали число мастеров и подмастерьев в каждой мастерской и следили за качеством выпускаемой продукции. В крупных дворцовых мастерских изготавливали броню для членов королевских фамилий и для воинов королевских армий. Также изготавливались доспехи для рыцарских лошадей. Шанфрон защищал морду лошади, пейтраль — грудь, критнет — шею, фланшард — бока, а круппер — круп (заднюю часть корпуса лошади от середины спины до хвоста). Конские доспехи весили от 30 до 45 килограммов.
Среди экспонатов холодного оружия примечательны стилеты-трехгранные клинки, предназначенные для протыкания кольчуги и проникновения в щели между доспехами. XVI–XVII века явились переходным периодом в области оружейного дела в Европе. Уходят мечи, на смену появляются шпаги. Клинки становятся более узкими и длинными, эфесы более сложными за счёт дополнительных частей — дужек, колец, щитков. Отныне владелец оружия мог захватить конец шпаги противника и так одержать победу в поединке. Шпаги пользовались большой популярностью, символизируя мужество и благородство. Возникло искусство фехтования, для обучения которому открывались специальные школы, издавались тематические трактаты. В битве на шпагах допускалось и дополнительное оружие — кинжал для левой руки под названием дага. Совершенствуя фехтовальную технику, европейцы изобрели новый вид оружия — рапиру, которую также можно увидеть на экспозиции. Она во многом напоминала шпагу, однако имела более длинный и узкий клинок. Удары, нанесённые рапирой, были сильней и точней. Вид эфеса многое говорил о социальном статусе хозяина. Состоятельные господа могли себе позволить украшения на рукояти драгоценными камнями с гравировкой и позолотой. В работе принимали участие знаменитые ювелиры и художники. Эфес иной шпаги или рапиры мог представлять произведение искусства.