Смотрим подборку фотографий на тему : Музей Фаберже. Русская эмаль.
Произведения с эмалью ведущих русских фирм (И.Хлебникова, А.Кузьмичева, Ф.Рюкерта).
Иван Хлебников долгое время занимался торговлей золотыми и серебряными вещами, а в 1871 году основал фабрику в Москве. С 1879 года, когда было открыто отделение в северной столице с магазином на Невском проспекте, московский фабрикант Хлебников стал известен как петербургский купец.
Буквально с первых лет основания фабрики Хлебников работал по великокняжеским и императорским заказам, а в 1879 году удостоился звания поставщика Высочайшего Двора. Кроме того, Иван Петрович был поставщиком двора князя Черногорского, а так же королей Сербии, Дании и Нидерландов.
В выполненных в стиле национального романтизма работах фирмы Хлебникова и других отечественных предприятий третьей четверти 19 века, широкое развитие получила имитационная техника, в которой искусная чеканка передавала характер разнообразных тканей и других материалов. Как будто окованные металлом “бочки”, отчеканенные “мешки” из грубой холстины, “деревянные” крестьянские солоницы служили чайницами, портсигарами и солонками. Их относили к категории objets de fantasie или objets d^arts, тем самым приравнивая к художественным редкостям .
Показательным примером такого рода изделий является и прибор для пунша с “льняными” полотенцами и застольными пословицами и поговорками, исполненный другой известной московской фирмой – Антипа Ивановича Кузьмичева. Этот прибор,так же, как две шкатулки в форме императорских корон был изготовлен для знаменитой ювелирной фирмы “Тиффани”. О высоком уровне продукции фирмы Антипа Кузьмичева говорит создание серебряного с чернью ковчега для Ризы Христовой, (хранившейся в Успенском соборе Московского Кремля). Несмотря на то,что предприятие Антипа Кузьмичева, основанное в 1856 году,было довольно крупным, в российских музеях представлены лишь единичные изделия.
Особую гордость коллекции фонда “Связь времен” составляет внушительное собрание произведений московского “живописца по эмали” Федора Ивановича Рюкерта (1840-1917). У нас в стране не было издано ни одной работы об этом знаменитом эмальере, а наследие его в государственных музеях России насчитывает не более двух десятков предметов.
Уроженец Эльзас-Лотарингии и прусский подданный Фридрих Мориц Рюккерт (Федор Иванович Рюкерт) тонко чувствовал красоту и поэзию русской старины. В Москве по адресу : Воронцовская улица,23/3, в том же доме,где проживало и многочисленное семейство художника, им была основана мастерская. Федор Рюккерт активно сотрудничал с московским отделением фирмы Фаберже, а так же торговым предприятием Маттея Ломбардо, невским предприятием Иосифа Маршака и фирмами Ореста Курлюкова и Павла Овчинникова.
Созданные в духе “национального романтизма”, витиевато декорированные предметы служили,как правило, дипломатическими подношениями, призами и памятными подарками.Однако мастерская выпускала и вполне утилитарные вещи-чернильные приборы, чарки, портсигары.
В связи с юбилеем династии Романовых, отмечавшимся в 1913 году, русское общество захватила “бояромания”, сказавшаяся в декорировании изделий живописными эмалевыми панно в технике en plein. Наиболее любимыми сюжетами были “Боярская свадьба”, Константина Маковского, “Богатыри” и “Витязь на распутье” Виктора Васнецова, а так же многочисленные сцены московской жизни 17 века по мотивам акварелей Сергея Соломко. Некоторые предметы украшены городскими пейзажами.