Смотрим подборку фотографий на тему: Фаберже. Ювелирные украшения, галантерея, аксессуары и часы.
Помимо уникальных произведений, созданных в одном экземпляре по спецзаказам, в Петербурге и филиалах фирмы Фаберже в Москве, Киеве, Одессе выпускалась массовая продукция (часы, рамки для фотографий портсигары), которая была предназначена для различных слоев населения и стоила от нескольких рублей до нескольких тысяч. При этом высочайший класс ювелирного мастерства, оригинальный замысел и удивительное чувство материала и стиля оставалось неизменным. Мастерам фирмы удавалось показать богатые декоративные возможности самых разнообразных и , казалось бы, совершенно не ювелирных материалов : простой пробки, целлулоида, рога, стали, дерева, кожи. Эти материалы широко использовались для создания портсигаров самых разных фасонов и стилей.Особенно эффектны портсигары с поверхностью, обработанной под самородок, а также покрытые прозрачными эмалями по гильошировке.
Эмалевыми работами занимались в специальной мастерской под руководством Николая Петрова (1895-1917). Эмали, палитра которых состояла из 144 оттенков, наносилась на основу из золота или серебра, покрытую при помощи специальных гильоширных машин разнообразными рисунками, среди которых были лучи, чешуя, волны, муар. Слои, каждый из которых полировался наращивали, пока мастера не добивались желаемой глубины цвета покрытия. Введением одного-двух отличных от других слоев эмали достигался перламутровый эффект.
Особенно красивы были эмали белого цвета, который называли “устричным” за его перломутровый отлив и теплого розового- так называемого семужного. Такой эмалью покрыта оправа халцедоновой ручки зонтика, принадлежащего царице Александре Федоровне, усыпанный бриллиантами театральный бинокль, а также роскошная треугольная рама с фотографией великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Часы с голубой эмалью, сделанные в виде веера, являются одновременно и рамой для фотографий русской аристократической четы в старинных национальных костюмах.
Очень редки сохранившиеся образцы ювелирных украшений от Фаберже. Наиболее дорогие и роскошные из них были проданы большевиками через “Антиквариат” – контору торговавшую русскими материальными ценностями на зарубежных рынках, а остальные в большинстве своем были уничтожены( камни, особенно крупные, редкие вынимали из оправ, которые затем переплавляли в слитки).
К счастью, до наших дней дошел кулон из аквамарина, вписанный в обрамление из алмазов огранки “роза” и увенчанный характерным ювелирным бантом, бывшим одним из лейтмотивов ювелирного искусства Фаберже. В начале 20 столетия фирма Фаберже выпускала немало украшений с халцедоном- полупрозрачными камнями “облачных” бледных тонов. В книгах фирмы с эскизами ювелирных изделий эти издавна связанные с религиозным и духовным началом камни называли “мекками”, пророк Мухаммед носил халцедон в своем перстне.