Смотрим подборку Выставка кукол в Крокус-экспо часть 7
Художественная кукла не возникла на пустом месте, а вобрала в себя “свойства” всех предшественниц. Такими общими признаками куклы являются ее символичность как образа, самоирония,”нематериальность”, “кукольность”, и присутствие игрового элемента.
Кукла не портрет(даже если она портретная), но символ,модель состояния человеческой души.
Однако в отличие от иных моделей человеческой сущности кукла невозможна без самоирониии. Любые куклы, даже погребальные, выражают добрую иронию по отношению к запечатленному в них образу. Скульптура серьезна, а появление ожившей статуи всегда ведет к трагедии. Достаточно вспомнить “Пигмалиона” или “Каменного гостя”.
Кукла создается из легко разрушаемого материала: дерево, папье-маше, воск, глина, фарфор, полимеры на основе глинистых материалов, текстиль и т.п. Трудно представить себе куклу из камня или металла – это материал для скульптуры. ” Нематериальность” куклы – дань древней традиции, предполагающей уничтожение куклы после того как она отиграла свою роль в обряде, магическом действе, показе в модной коллекции или в детской игре.
Кукла – это всегда “закрутка” в истинном смысле этого греческого слова. Близкое значение имеют cucullus , немецкое “Puppe” и французское “poupee”. Поэтому кукла обычно имеет основу (тело) и костюм, даже если он намечен сугубо символически – иным цветом того же материала или, с помощью обработки, другой его фактурой. Такое разделение составляет игровой элемент в образе куклы.Сам игровой элемент – в кукле обязателен. В.Н. Харузина(1912), например, считала, что слово “кукла” следует оставить за изображением человека, предназначенным для игры, забавы. Однако игра не обязательно подразумевает забаву. Дети играют всерьез, и обращение с магическими и обрядовыми куклами- это всегда игры всерьез, но уже для взрослых.Именно на этом основании можно разграничить понятие “куклы” и 2Скульптуры”, поскольку только первую человек воспринимает не только как “взрослый” зритель, но и как “участник игры”. Рассматривая скульптуру, зритель лишь считывает “художественный текст”, заложенный автором, а наблюдая за куклой,сам участвует в создании “художественного текста”.
По сути , художественная кукла завершает круговорот в развитии искусства, возвращаясь к первобытной неразделенности видов искусства, где зритель со-творствует автору.