Смотрим Выставка кукол в Крокус-экспо часть 6
На рубеже 19-20 веков зародился новый вид искусства – “художественная кукла”. Иногда датой появления первой такой куклы называют 1881 год, когда на шестой выставке импрессионистов в Париже Эдгар Дега представил публике восковую статуэтку “Маленькая танцовщица четырнадцати лет”, одетую в пошитые для нее трусики и пачку балерины, с настоящими волосами. Несмотря на определенные признаки куклы( воск в качестве основного материала и костюм), художник все-таки выставлял модель скульптуры, позже воплощенную в обычном для этого пластического искусства материале(бронза).Более правильной датой рождения художественной куклы, возможно является 1908 год, когда в Германии сотоялись первые выставки Лотты Притцель. Художница говорила , что создает свои куклы именно дляя созерцания, а не для игры. Однако ее имя сохранилось в истории не столько благодаря самим призведениям, сколько благодаря эссе Р.М.Рильке о ее восковых куклах с иллюстрациями самой Лотты Притцель. Отталкиваясь от увиденного, поэт размышлял не столько о душе куклы, сотворенной по его мнению,”не Богом”, сколько о природе человеческой души.Вероятно, будущие исследования откроют новые имена авторов художественной куклы той поры.Поскольку именно в эпоху ар нуво -модерна-Сецессиона-либерти художники, под влиянием основателя движения “Искусства и ремесла” философа Уильяма Морриса, как никогда раньше эспериментировали с самыми различными объектами. Именно в том же году , когда впервые публике предъявила свои произведения Лотта Притцель, в Мюнхене прошла промышленно -художественная выставка, положившая начало художественной реформе игровых кукол. Там же , в Германии, творили художники, впоследствии причастные к созданию знаменитой школы “Баухаус”.Во Франции прославилдся своими деревянными куклами-карикатурами Каран д Аш (Эммануэль Пуаре). К куклам обращались Пабло Пикассо, Александр Колдер, Оскар Кокошка и др.
И все- таки как самостоятельный и самодостаточный жанр искусства, художественная кукла заявила о себе на исходе 20 века, когда в Соединенных Штатах, Западной Европе( в первую очередь в традиционно “кукольных” странах -Германии, Франции, Италии, Нидерландах и Бельгии) и особенно в России стали появляться не только отдельные талантливые художники, но целые школы и направления, отличающиеся разнообразием жанров, богатством идей и подлинным отношением к художественной кукле как к искусству.