Смотрим Выставка кукол в Крокус-экспо часть 4
Р.М.Рильке , рассуждая о куклах, привел случай:”Помнится, я видел старую куклу в руках детей в помещичьем доме отдаленного русского уезда. Она передавалась из поколения к поколению, и все члены семьи обрели сходство с той куклой”. Наверное, в этом наблюдении выразилось не только поэтичное отношение автора к жизни. Игровые куклы ныне снова почти что слились со своими столь же древними “родственниками”- куклами магическими, или куклами “в обычае”. Эту категорию следует отличать от кукол обрядовых. Магия , по очень точному выражению А.Д.Синявского, утилитарна и тесно связана с бытом, где все естественное обладает сверхъестественным смыслом.Магические куклы во всех уголках мира призваны снимать или наводить порчу, предохранять или исцелять от болезней , влиять на погоду или на появление детей.
Опасаясь симпатической магии-вызывания подобного подобным,- на русском севере детям не позволяют держать в доме столько кукол, сколько домочадцев, и запрещают давать им такие же имена.То же касается и одежды кукол, которая ни в коем случае не должна быть скроена из ношеной кем то из близких ткани( кроме типов кукол-оберегов). Причина опасений – в стремлении избежать создания некоего магического двойника, враждебное влияние на которого может повлечь болезнь и смерть оригинала. По той же причине по окончании действия заклинания магическая кукла обязательно подлежала уничтожению. Например, почти все древнейшие японские куклы – догу(2 тыс. до н.э.)-оказались повреждены.Некоторые историки полагают, что у них разбивали именно ту часть, которая подлежала исцелению у заболевшего человека.