Смотрим Выставка кукол в Крокус-экспо часть 2
Человеческую историю можно представить по разному, например, через историю кукол и отношения к ним. Филолог О.М.Фрейденберг отметила, что кукла в жизни человека встречается в “пяти ролях: в народном обряде, в театре,священном действии, наконец, в обычае и в быту”.Этим перечнем роль куклы , впрочем, не ограничивается. Есть куклы погребальные,модные, сувенирные, “резиновые”(имеется в виду не материал, а опять же преднозначение и отношение) и художественные.Художественные поставлены в этом ряду последними исключительно по времени их появления, а не по значимости.Дети всех народов играют в куклы. Это может быть полено, раздвоенная палочка,старая подметка… Подобные игрушки ,видимо, появились еще на дочеловеческой стадии эволюции приматов. Так в национальном парке Кибале(Уганда) молодые самки диких шимпанзе играют в куклы, которыми им служат палочки и кусочки коры.Обезьяны повсюду таскают кукол с собой, берут их на ночь в гнездо, а иногда даже строят для них отдельное гнездышко; никогда не используют как орудия. У самок игры в “дочки-матери”прекращаются с рождением первенца.
Портретное сходство детской кукле не нужно. Не потому, что такую куклу трудно сделать, а потому что портрет не передает главного – сходства.Это – не парадокс.В тех уголках мира, где почитают древние обычаи, даже взрослые люди узнают друг друга не по длине носа или форме ушей, а по татуировке. Именно татуировку должен нарисовать художник, если он взялся писать портрет маори из Новой Зеландии или кадувео из Южной Америки: без нее самый реалистичный портрет не будет признан таковым. Однако достаточно отобразить татуировку, даже без лица, чтобы портретируемый смог себя отождествить с картиной или рисунком.(продолжение следует)