База-музей подводных лодок в Балаклаве

Преддоковая площадка - 2

Преддоковая площадка – 2

Смотрим подборку фотографий на тему: База-музей подводных лодок в Балаклаве

Кроме природных красот в Балаклаве есть один уникальный объект для туристов – Балаклавский подземный музейный комплекс . Это современный музей нового поколения  с интерактивными площадками, мультимедийными зонами со световыми и шумовыми спецэффектами. В недалеком прошлом-уникальный образец научного и инженерно-технического творчества, созданный в сложных горных условиях комплексного сопряжения суши и моря. Сверхсекретный объект 825 ГТС, способный выдержать прямое попадание атомной бомбы, являлся подземной базой подводных лодок и ядерным арсеналом объекта 820 РТБ ВМФ СССР. После распада СССР стало понятно, каким  незаурядным техническим потенциалом обладала тогда армия и какие немалые усилия прикладывались ранее для обеспечения обороноспособности страны.

Немного истории. Сразу после Второй мировой войны Сталин поручил Лаврентию Берии курирование атомных разработок. Первой задачей была  организация базы подводных лодок способной устоять против ядерного удара. Балаклавская бухта для этих целей подошла идеально. И по своей закрытости с моря, по глубинам и по расположению рядом с Севастополем. С 1953 года Балаклава становится закрытым районом закрытого севастопольского региона. Местные жители не знали, что строится в их городе. Работы вели военные строители и профессиональные метростроевцы в режиме строгой секретности. Вынимаемую породу грузили на баржи и по ночам вывозили в море.   В результате получился настоящий подземный завод, способный устоять при прямом попадании атомной бомбы в 100 килотонн. Его зашифровали кодом 825 ГТС, где «ГТС» для непосвященных должно было означать «городская телефонная станция» – опять же для конспирации. Площадь завода составила 9500 кв.м., из которых 5200 была водная поверхность. Задача завода – ремонт и оснащение подводных лодок проектов 613 и 633, которые, в основном, составляли подводный флот СССР. В подземном канале глубиной 8м и длиной более 600 м могли разместиться до 7 подводных лодок. Имелся сухой док и все оборудование для ремонта. Имелось хранилище ядерных боеприпасов. Канал имел два тщательно замаскированных  выхода под горой Таврос. Даже жители Балаклавы не подозревали что находится под горой. В случае ядерной опасности база  изолировалась от внешнего мира доковыми запорами. За все время существования здесь  побывало 155 экипажей подводных лодок. На подземном заводе работали лучшие специалисты, укрепляя безопасность страны.

Что стало с базой после развала СССР и передаче территории Крыма Украине -понятно. Содержать завод оказалось не по средствам, в 1993 году объект рассекретили и бросили на произвол судьбы без охраны, что привело к беззастенчивому  грабежу  базы (цветные металлы, различное оборудование  и т.д.), который  продолжался до 2003 года. План спасения разрушающегося объекта предложило «Морское собрание» Севастополя. Оно обратилось к Балаклавской мэрии с предложением сделать на бывшем заводе музей морской техники, подводного флота и эпохи «холодной войны» в целом.

Немного подробнее о помещениях:

Минно-торпедная часть. Здесь обслуживали и подзаряжали торпеды, откуда они по спецрельсам транспортировались либо в арсенал, либо на подводную лодку с использованием специального крана.

Транспортная потерна. Служила для связи между помещениями базы. Прокладывалась в твердых породах спецами метростроя и имела строго определенный изгиб для повышения устойчивости в случае ядерной атаки.

Сухой док. Для комплексного ремонта подлодок. Здесь полностью откачивалась вода, лодка обшивалась лесами и проводились  ремонтные работы. Предусматривалась даже уборка рыбы после  откачки воды. В соседних помещениях  располагался парк станков, ремонтное оборудование, зарядки для аккумуляторов. Последний ремонт тут проводился в 1991 году.

Арсенал. Имеет двойные двери повышенной прочности. Здесь проводилась сборка и проверка боеприпасов, перемещение на хранение или на борт подводной лодки. Особенно интересны  отсек для хранения ядерных зарядов и система обеспечения секретности и безопасности.

фото секретной базы ремонта подлодок

 

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован.

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.